ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ
Ольга Токарчук после вручения Нобелевской премии 10 октября 2019 года: «Я верю в литературу, которая объединяет людей и показывает, насколько мы все друг на друга похожи. Это позволяет нам осознать, что все мы как бы соединены между собой невидимыми нитями».
Предисловие. Роман «Правек и другие времена» разделен на главы, название каждой из которых начинается со слова «Время…», например, «Время Михала Небеского», «Время Миси» и т.д. Поэтому моя рецензия также будет разделена на «времена».
Время «до». Ольга Токарчук – начинающая польская писательница. В 1993 году опубликовала дебютный роман «Путь Людей Книги», в 1995 году был издан роман «Е.Е.» Некоторые в Польше с интересом за ней наблюдают – но и только.
Время «после». 1996 год – Ольга Токарчук заявляет о своем романе «Правек и другие времена». Четыре издательства начинают войну за право публикации книги, общий тираж переваливает за шестьдесят тысяч экземпляров. Роман переводится на 14 языков – фламандский, датский, чешский, итальянский, литовский, немецкий, каталонский, испанский, французский, румынский, украинский, русский, английский, китайский. Книга получает четыре премии: премия «Паспорт Политики» – самого читаемого еженедельника Польши; премия Фонда им. Костельских – самая престижная премия для молодых писателей; премия «Золотое перо»; премия «Нике» – польский аналог английского «Букера». И самое главное – роман, как и сам автор, получает мгновенную любовь критиков и читателей. И если вдруг будете в Польше и скажите: «Мне так нравятся произведения Ольги!» – все сразу поймут, что речь идет именно о Токарчук. Попробуйте как-нибудь.
Время книги. Если очень по-простому, то роман «Правек и другие времена» повествует о судьбах жителей деревни Правек – Помещиков Попельских (хозяев деревни), семье Небеских (мельников), семье Божских (крестьян) и других. Но, опять же, это всё очень грубо говоря.
Правек – несуществующая деревня в существующей Польше. Герои романа – несуществовавшие личности с очень даже существовавшими проблемами, в частности, периода Мировых войн. Но исторические события не являются центром повествования. Акцент сделан на существовании Правека и его жителей в мире видимом и в мире тайном.
В самом начале романа автор заявляет: «Правек – это место в центре Вселенной». И в это спокойно верится. Иначе как объяснить, что судьба сада или собаки не менее значима, чем судьба человека, что река или дом такой же герой, как и житель деревни. Людям Правека неважно, от кого спасаться – от немцев или от Злого Человека, – одичавшего мужчины, который заблудился в лесу и стал подобен зверю. Для них душа утопшего крестьянина Оляпки, которая стала Водяным, такая же реальная, как и лагерь в Освенциме.
Не удивляйтесь, когда увидите такие с первого взгляда несопоставимые вещи как «Время грибницы» и «Время Бога», «Время кофемолки Миси» и «Время Умерших» – в этом и есть особенность романа. В нём одинаково найдется время для всего – общечеловечески важного – вопросам о Боге и смысле жизни, о войне; есть время значимого только для, например, дочки Небеских – Миси; и время наступает даже для грибницы, которая просто есть – и для автора важно показать даже эту статику. В общем, в произведении Токарчук есть что-то и от эпического, и от мифологического, и от семейной саги.
Роман «Правек и другие времена» – это всеобъемлющее повествование о мире живых и мертвых, видимом и невидимом, мире разума и мире чувств. Токарчук создаёт свою вселенную, где всё взаимосвязано, где даже самое несочетаемое гармонично переплетается между собой. Здесь нет какой-то загадки, чего-то непостижимого для читателей, наоборот – многогранное осмысление мира в романе представлено простым и красивым языком.
Вообще проза Токарчук очень поэтична. Текст романа кинематографичен – это набор хорошо выстроенных образов и удачных сравнений, которые без всяких сложностей складываются в картинку. Происхождение необычного в пределах обыденного описывается действительно завораживающе. И благодарю языку писательницы вы не просто наблюдаете за происходящим, а именно что созерцаете все эти переплетения и связи.
О книге Токарчук… Хотя после курса польской литературы мы можем себе позволить сказать – о книге Ольги, даже Олечки, можно говорить бесконечно долго, и едва ли найдется ложка дёгтя в бочке медовой критики. Но это уже и неважно, потому что рецензия заканчивается на главе Время читать «Правек и другие времена».
Елизавета Грехова
Октябрь, 2019
Октябрь, 2019