Софья Иванова
Польская драматургия долгое время оставалась в тени для советских читателей как по политическим причинам, так и из-за непринятия театра абсурда и гротеска, доминирующего в Польше во второй половине ХХ века. Самый яркий польский представитель этого театра в ХХ веке – Славомир Мрожек. Сегодня ситуация изменилась: художники “говорят” на общем языке культуры, используют постмодернистское смешение стилей: гротеска и реализма, поп-культуры и Шекспира. Читатель и зритель уже давно привык к такой игре смыслов и стилей и способен принять и понять произведение театра абсурда.
Основные приемы театра абсурда, в котором бессмысленные интриги, повторяющиеся диалоги, бесцельная болтовня и драматическая непоследовательность действий — всё подчинено одной цели: созданию определенного, в какой-то степени пугающего настроения. Какие это приёмы?
1. Действие большинстве пьес театра абсурда происходят в небольших помещениях/комнатах, то есть в замкнутом пространстве, совершенно изолированным от внешнего мира. В самой знаменитой пьесе С. Мрожека “Эмигранты” герои ведут диалог в комнтате без окон: “Стены серые и грязные, с подтеками. Низкий потолок. Голая лампочка, висящая на проводе под потолком. Резкий, заливающий свет. <…> Окон нет”. В пьесе "Рыданья" Кшиштофа Бизё действие развивается в квартире, в пьесе "Токсины" – в подвале и маленькой комнате.
2. Подвергается разрушению временная последовательность событий (например, в "Токсинах" это примечание автора для постановки).
3. Человек в абсурдистском мире – олицетворение пассивности и беспомощности. Он ничего не может осознать, кроме своей беспомощности. Он лишен свободы выбора. Например, в пьесе "Токсины" герою предлагают сделать бессмысленный выбор (карьера и сохранение собственного достоинства), так как от него ничего не будет зависеть – все уже решено.
Основная тема всех антипьес – абсурдность мира, где мы видим не героев, не индивидуальности, "а типажи, человека-функцию, социальные маски, лишенные индивидуальных черт и даже имён" (Павел Руднев).
Какие приёмы создают такого персонажа?
1. Ирония, фарс, пародия, гротеск.
2. Разрушение языковых форм, намеренные алогичные словосочетания, автоматизм языка. Появляется мотив «увязания в словах», как в трясине. Герои часто повторяют реплики, например в "Токсинах".
3. Метафорическая передача состояния шока, страха, удивления перед жизнью. Герой осознает, что все его жизненные ценности лишены смысла, вместо смысла – иллюзии. В финале "Рыданий" бабушка задаёт вопрос своему покойному мужу: "...сижу и вижу, что лежу в ванне и не дышу... я ещё жива или мы уже вместе?"
Все эти черты поэтики будут в той или иной степени присущи тем пьесам современных польских драматургов, которые взяты для анализа: Кшиштоф Бизё “Рыданья” и “Токсины”, "Тирамису" Иоанны Овсянко, "Тестостерон" Анджея Сарамоновича.
В европейском кинематографе и драматургии ХХ–ХХI века обострилась проблема мужского и женского мировосприятия и стандарта поведения. В польской драматургии ХХ века трагически и сатирически эту тему воплотил Славомир Мрожек (пьеса “Вдовы”). В современной польской драматургии проблема женского и мужского часто становится основой внутреннего конфликта.
Пьеса Кшиштофа Бизё “Рыданья” (2003) состоит из монологов трёх героинь: матери, дочери и бабушки, в которых сквозит обида из-за непонимания и чувство одиночества. Монолог каждой героини написан разным стилем, который отражает возраст и характер женского персонажа, а также в монологах героев даётся характеристика других членов семьи.
Мать – Юстына:
- О себе: " Я знаю, что он мне изменяет... скоро он будет звонить ей при мне. А я этого точно не выдержу. Этот запах духов от его рубашки, и вечно одно и то же: ...не переживай, дорогая... как-нибудь справимся… Да, дорогой, однако у меня таких духов нет."
" Пришлось всё снять со счёта - не буду же я у него просить деньги на сигареты и корм для кота. Ему бы это не понравилось, я знаю, любимому мужу это бы не понравилось."
- Про дочь: "...Я знаю, знаю, переходный возраст: отрицание всего, ненависть… Когда тебе 17, хочется все мировые проблемы решить одним махом. Только зачем при этом меня оскорблять?"
- Про мать: " ...Она такая доверчивая. С тех пор как умер папа, сидит одна и разговаривает с фотографиями."
Дочь – Анна:
- О себе: "Мне 18 лет, и харэ, я могу делать всё, что хочу. Я вообще мало ем. Дайте мне бабки, и я куплю себе хавку в городе."
"...наконец закончился гребанный день. Было, прошло, все будет ништяк"
- О родителях: ".. Па, дай 2 сотни, а? Ноль эмоций, ноль. Матери я вообще ничего не говорю. Зачем, ведь эта идиотка – безработная. У неё самой нет даже на прокладки, а всё равно пыхтит от гонора."
- О бабушке : " Лучше всех – моя бабушка, вот она отвязная. Сказала, что перекрасит волосы в оранжевый цвет, потому что видеть не может свою седую голову, серьезно. Она постоянно разговаривает сама с собой, но я все равно её люблю. Она всем хочет помочь: кошкам, собакам, даже наркоманам."
Бабушка – Зофья:
- О себе: " У меня всегда была отличная память. Могу тебе даже перечислить все блюда, которые были на нашей свадьбе…"
" У меня ведь ничего нет, я денег дома не держу; нет у меня ничего, потому что ты мне всегда говорил, чтобы я относила деньги в банк, сколько я там получаю этой пенсии, и вообще, зачем мне деньги?"
- Про внучку: " ...как хорошо, что Аня выросла порядочной девушкой. Она, правда, ходит в прозрачных кофточках, брючках не приведи господь, но что поделаешь? Такая мода, теперь все такое носят".
- Про дочь: " ...она ужасно переживает из-за увольнения, просто ужасно. Похудела, такая грустная ходит. Представляешь, кота подобрала на свалке и принесла домой... боже милостивый, чем все это закончится?"
"...были б у нее деньги, с ней бы по-другому разговаривали. Она бы приоделась… Если б она была хорошо одета, на нее ещё не один обратил внимание, а может, она и сама открыла бы какую-нибудь фирму".
Это история жизни трёх женщин одной семьи: матери, оставшейся без работы (которая от безысходности крадет пальто, чтобы наконец-то почувствовать себя красивой женщиной) и говорящей со своим котом; дочери, которая живёт подростковыми проблемами; бабушки, которая разговаривает с умершем мужем. Всех их объединяет бедность, одиночество и "мнение общества", из-за которого, чтобы почувствовать себя счастливой, нужно иметь много денег, "идеальную" семью и обязательно надо быть красивой, для того, чтобы чего-то добиться в жизни (работы, любви, одобрения). Бороться с этими правилами женщины не могут, а может, даже и не хотят, потому что привыкли к традиционным, стереотипным взглядам на мужчин и женщин, однако, страдают от этого.
И еще в каждой героине отражено её время: поколение бабушки гармонично, способно любить, переживать за других; поколение матери – одинокие женщины, издерганные бытовыми проблемами; поколение дочери хамоватое и эгоистичное. Мать завут самым литературным женским именем Польши – Юстына. Так звали главную героиню романа Элизы Ожешко “Над Неманом”, этой героине Чеслав Милош посвятил стихотворение “Раздевание Юстины” с развёрнутым прозаическим послесловием о судьбе героев Ожешко (точнее их прототипов) в ХХ веке. Кшиштоф Бизё показывает новую Юстину в новую эпоху: она снова одинока, снова без средств к существованию, но у неё нет опоры в любви, в муже.
Пьеса Бизё “Токсины” состоит из 5 картин, написанных в разном хронологическом порядке, с участием пожилого и молодого мужчин, которые от сцены к сцене меняются ролями, что позволяет зрителю и читателю, так же как и в "Рыданьях", посмотреть на героев с разных сторон, а героям оказаться на месте друг друга.
В одной из сцен продавец наркотиков узнает в клиенте своего отца, который бросил его в детстве; в другой – собеседование в большую корпорацию, где перед кандидатом ставят выбор: карьера или сохранение собственного достоинства; в следующей – месть сына отцу-алкоголику. Отношения в этой пьесе завязаны на манипуляциях, жестокости, обидах и непонимании, то есть являются "токсичными".
Здесь мы наблюдаем зависимость мужчин от тех же устоев и стереотипов общества: мужчина должен иметь достойную зарплату и власть; мужчина должен уметь решить проблему силой (он должен быть сильным), мужчина не имеет права на сантименты. Но между тем в этой пьесе затрагиваются и те же самые проблемы: человеческие обиды, непонимание и одиночество.
Кратко рассмотрим еще две пьесы, уже комедийного жанра, на те же темы: стереотипы в мужских и женских отношениях, одиночество современного человека.
"Тирамису" (2004) Иоанны Овсянко. В пьесе героини играют роли жестоких "бизнес-леди", с головой погружены в виртуальную жизнь, соревнуются в количествах оргазмов и всеми силами пытаются уместиться в рамки "идеальной" женщины, которые сами для себя и создали. Драматург сравнивает их жизнь с "крысиными бегами". Героини, лишённые даже имен (названы по должности: Директор, Менеджер, Бухгалтер и т.п.), очень одиноки, а компенсируют это одиночество беспорядочными половыми связями и постоянным шопингом.
"Тестостерон" (2002) Анджея Сарамоновича. В пьесе страдают мужчины. Здесь высмеивается стереотип "мачо" и навязывание шаблона "идеального" мужа. Однако в процессе обсуждения "идеальных" женщин – эти мужчины показывают свои настоящие эмоции и чувства. Эти "мачо", оказывается, в глубине души скучают по серьезным отношениям и искренне хотят крепкую семью. Они гордо показывают друг другу фотографии своих чад (как делают многие женщины!), и не хуже женщин знают и обсуждают кормление детей.
В мире, где все перевернулось, все смешалось, включая мужское и женское, драматургия абсурда всегда будет актуальна, потому что именно её приёмы позволяют адекватно воплотить предлагаемые современным миром конфликты.
Ноябрь, 2020