"...и поверяет тайну мне созвездий золотой санскрит...". Творчество Богдан-Игоря Антонича

Новикова Мария

Богдан-Игорь Антонич – украинский поэт-классик, проживший короткую жизнь: 1909–1937. При жизни успел издать три книги: «Приветствие жизни», «Три кольца» и «Книга льва», и ещё три вышло после его смерти. 

Стихотворения Богдан-Игоря Антонича это танец на грани – между природной гармонией и фантасмагорией городских звуков, это нечто ностальгическое и ирреальное.

Тематическая широта его творчества поражает. Дисгармония человека и города, переданная через метафору муравейника, единство человека и природы-матери (…Вот природа в беспредельно первоначальной красоте словами не раскрыть тайн ее…), фольклорный мистицизм, религиозные мотивы, молитвенная лирика, приземлённая житейская незамысловатость (…Всем карасям, всем карпам и всем дельфинам, всем братьям из соленых или сладких вод: — Не надо нам икры, тем более — фишбина, мы жаждем приключений, и просторов, и свобод…), попытки постигнуть тайну творчества через божественное (Тогда, чужие мелкому украшению слова, зажатые в горле слова, остановленные в экстазе бьют источником животворным…),  пафос жизнелюбия (Я – влюблённый в жизнь…), глубокие философские размышления  (Тогда, как нож бандитский в бок, ударит музыка в висок. Зачем всё это, есть ли в этом смысл?) и многое другое. 

Поэтический язык Антонича полон метафор, иногда всё стихотворение – это одна развёрнутая метафора, а иногда – лишь элемент общей картины. Особенно метафоричны натурфилсофские циклы Антонича, где он часто сравнивает себя и других людей с животными, жуками, листочками и прочими природными составляющими (…и месяц – золотой дукат, таинственная мальва неба, лампа поэтов и сомнамбул). Урбанистический пейзаж у поэта имеет более общие сравнения, где в начале стихотворения читатель понимает, что с чем сопоставимо и уже на основе этого знания воспринимает стихотворение (…жизнь кипучего никому не связать…).

Особое внимание хочется уделить мистицизму и религиозным мотивам Антонича.  Если речь идёт о христианском Боге, то в стихотворении он сближается с человеком, как бы спускается с Небес на Землю (…Бог родился в огороде в лемковском местечке Дукле… И в  Марииной ладони месяц – золотой орех…), а если в стихотворении образы древних таинств и культур, то языческая мистика поднимает человека на небо и выше, пока он не встретится с Великим Нечто лицом к лицу (…в том огне сама вселенная горит — и поверяет тайну мне созвездий золотой санскрит…). Человек в любом случае связан с чем-то Вышним, вопрос стоит только о месте их встречи. 

Ну и, конечно, важная тема для меня для многих поэтов – природа творчества: А я одно лишь твёрдо знаю: я должен песню, сколько хватит сил, вести как в бой, не замедляя шага, навстречу мёртвой тишине (и в этом – вся моя отвага…). Творчество Богдану-Игорю Антоничу представляется одновременно как смысл жизни – нечто неотделимое от самой жизни и человека – и как некое таинство, священный обряд, доступный немногим. Но в любом варианте творчество – это смелость, это долг поэта перед вселенной и ни в коем случае не каприз. 

Від'їду вже. Тут був я тільки принагідним гостем.
До інших зір молитимусь і інших ждати ранків.

(Пора мне в путь. Ведь был я здесь случайным только гостем.
Другим молиться буду звездам, ждать зарю другую.)

Январь, 2022