Роман Драго Янчара «Катарина, павлин и иезуит»

Драго Янчар роман «Катарина, павлин и иезуит» (2000)

Для чего нужна религия? Чтобы в грязи грезить о лучшем мире, но по привычке грязью считать всё земное. Это борьба реальности и идеала, реальности и представления, а ещё – внутренний конфликт со своими собственными эмоциями и чувствами.

Как нельзя кстати пришёлся магический реализм и сложная, почти барочная образность. Янчар очень редко называет вещи своими именами. Объективная реальность для него просто скелет, на который постепенно наращиваются многослойные метафоры, нарочно мешающие читателю воспринимать всё буквально, иногда даже визуально. Они апеллируют к обонянию, осязанию и тактильности – к ассоциативной стороне восприятия. В результате читатель чувствует текст в прямом смысле на физическом уровне. Автор никогда не напишет «поцелуй», он заставит тебя собственными губами прикоснуться к горячему угольку. Очевидное наблюдение: из-за этого роман очень утомительно читать. Разумеется, слово «утомительно» я употребляю в самом позитивном ключе. Каждая глава приводит к моральному истощению. Ты мечешься в горячке, ты ползёшь по грязи, ты слушаешь кажущуюся слабоумной юродивую Магдаленку. Вопрос веры и догм, добра и зла, правильного и неправильного делает те ощущения, что я описала выше, в десятки раз мощнее, добавляя к ним острое чувство вины.

Магический реализм стран бывшей Югославии знаком отечественному читателю в основном по романам Милорада Павича. Думаю, что издание «Катарины, павлина и иезуита» на русском языке происходило с полным осознанием этого факта. Сравнивать Янчара и Павича я считаю несколько бессмысленным делом, потому что они для этого слишком уж разные, но не сделать подобного предположения тоже не могла.

Ещё одна важная вещь, о которой я подумала после прочтения: отсутствие в романе национального колорита, что удивительно, учитывая историю региона. Из-за постоянных завоеваний его жителям навязывалась чужая культура (помню, как я удивилась, когда во время поездки в Восточную Европу узнала, что главный университет Вильнюса вырос из иезуитского колледжа). Это хорошо показано в персонажах, например, в Симоне, которому пришлось отказаться от своего прошлого ради монашества. Для исторического фона Янчар выбирает Семилетнюю войну, ещё одно событие, ведущее к перекройке европейской карты и навевающее тексту лёгкий оттенок «Мамаши Кураж» Брехта. Что война, что религия – две силы, выворачивающие человека наизнанку. Для меня роман получился именно об этом и о сопротивлении внешнему истинной человеческой натуры.

Нина Барабанова,
декабрь 2020