Повесть В. Короткевича «Дикая охота короля Стаха»

Владимир Короткевич вырос в Орше в интеллигентной семье. Его родственники относились к шляхтичам — белорусским дворянам. События повести «Дикая охота» (написана в 1958, впервые опубликована в 1964) относятся к концу ХIХ века, а опубликована она в середине ХХ века. Об этом стоит сказать потому, что происхождение Короткевича сильно повлияло на образ главного героя «Дикой охоты».

Белорецкий — интеллигент, оказавшегося на границе между изжившей себя шляхтой и простым народом. Для обеих сторон он чужой, но сердце его горит идеями социальной справедливости. Он тянется к народу, к поэтичной стороне крестьянского быта, его наследию. Мне, как читателю, доставила удовольствие «встреча» с белорусскими песнями, легендами, историей. Не будь «Дикая охота» наполнена таким искренним уникальным материалом, ее можно было бы назвать вторичной. А перекликается она со многими классическими произведениями.

Очевидная параллель — «Собака Баскервилей» Дойля. События обоих произведений разворачиваются на болотах. Началом служит таинственная смерть старшего представителя рода, которого выманили ночью из дома. Объяснение одно — мистическая сила преследует дворянский род. Теперь ее гнев падает на последнего наследника, которого главный герой должен спасти. Наконец, мы узнаем, что мистическая сила является ничем иным, как подстроенным преступниками обманом.

Менее очевидная параллель — «Падение дома Ашеров» По. Яновская вбирает в себя черты как самого Ашера, так и его сестры: она заперта в своем мрачном доме, который угнетает ее саму, и погружена в размышления о судьбе своего рода, который вынужден оборваться на ней по велению высших сил. Ее состояние близко к безумию, она теряет связь с реальностью. Как и леди Мэдэлийн, она жива настолько же, насколько уже мертва, и в этом пограничном состоянии ее стремятся положить в гроб близкие родственники. Хотя Ашер действует по ошибке, по злому умыслу действует Дубатовк.

Именно авторская интенция, социальный подтекст, народные образы делают «Дикую охоту короля Стаха» индивидуальным, интересным и ценным произведением. Это не просто белорусская версия «Собаки Баскервилей», не удачная пародия на готическую прозу. Чтобы доказать это, поговорим теперь об образах, которые нам предлагает Короткевич.

Достойна ли сочувствия Яновская? Формально, нет. Белорецкий не рассчитывает оставаться в ее владениях, поначалу она не вызывает у него ничего, кроме скрытой насмешки. Вся шляхта, которую изображает Короткевич, это карикатурная подборка чудовищ, среди которых положительно выделяются чрезмерные образы Яновской — почти покойницы, Дубатовка — шумного толстяка, Вороны — о котором ничего не скажешь, кроме того, что он злодей. И вдруг Яновская, безразличная ко всему, кроме своей ужасной судьбы, показывает Белорецкому свое сострадание. Это сострадание не к себе самой, это переживание о людях, жизнь которых во многом зависит от шляхты. Именно сострадание Яновской Белорецкого помочь ей.

Социальная тема получает развитие. Оказывается, что Дикая охота преследует не только дворянку Яновскую, но и нападает на бедных людей, которых голод и несправедливость толкают на открытое недовольство. Ярчайшим, а потому и главным персонажем в «Дикой охоте» мне все же хочется назвать крестьянина Рыгора.

Белорецкий — типичный акунинский герой, мы смотрим на историю его глазами, но о нем самом знаем мало, кроме того, что он благородный юноша, как и Светилович. Яновская хоть и показывает добрую душу, но она — так называемая «дева в беде», а ко второй половине повести мы, как читатели, все реже и реже встречаем упоминания о ней.

Среди всех положительных героев Рыгор выделяется своей колоритностью, характерностью. Он — настоящий крестьянин, способный к охоте, слежке. Да, он груб, прямолинеен, что только утверждает его справедливость, которую не может дать людям продажный суд. Хотя правосудие Рыгора жестоко на словах, на деле он убивает противников без обещанных им мучений. Именно за Рыгором идут люди, без которых Белорецкому не хватило бы сил разоблачить преступников. Особо трогательной чертой становится забота Рыгора о безумной старухе.

То есть, среди всех героев Рыгор стоит ближе всех к народу и его боли. Белорецкий и Яновская покидают болота, в то время как Рыгор с железным сердцем готов принять все возможные удары судьбы после расправы над Дикой охотой. Он — сын своей земли, он с нее никогда не уйдет. На ней он создаст свою семью. То есть, можно сказать, что Рыгор — это не только хранитель справедливости и защитник людей, но и будущее своей страны.

Благодаря образу Рыгора, «Дикая охота короля Стаха» кажется мне ценным образцом белорусской литературы, в котором есть и увлекающая детективная история, и народный колорит, и готическая мистика, и смелый социальный пафос.

Дарья Холодилова,
декабрь 2020