«Ведьмак» Анджея Сапковского

Сергей Гусев 

Жанр «тёмного» фэнтези достиг своих вершин в последние десятилетия, и особенно сейчас, когда после неудачной и смятой концовки эпохального сериала фанаты мира «Игры Престолов» затаили дыхание в ожидании следующих книг уже очень немолодого Джорджа Мартина. Одно его высказывание, я думаю, хорошо суммирует идею «тёмного», или «взрослого», фэнтези: «Как Арагорн будет проводить налоговую политику?». Пионер жанра Джон Толкин в монументальном «Властелине колец» рассказал старую как мир историю о борьбе добра и зла, об опасности искушения властью и бесценности настоящей дружбы перед лицом опасности и тем самым заложил фундамент жанра. На этом фундаменте последующие авторы, включая Анджея Сапковского, смогли развить жанр фэнтези и сделать его «взрослым»: неоднозначным, жестоким, приземлённым.

Первая книга цикла «Ведьмак» похожа на постмодернистский пересказ известных детских сказок, в котором архетипы заменены реальными характерами людей, часто с поломанными судьбами. Средневековая жестокость, ксенофобия и расизм, религиозный догматизм и короли-идиоты — вот до боли узнаваемый мир, в котором оказывается читатель вместе с протагонистом саги. Также важно подметить, что и сам герой, ведьмак Геральт, печально знаменит, и обычные жители не стесняются называть его «мясником». Сам герой, в отличие от, например, Бильбо Бэггинса из «Хоббита» и «Властелина колец», не вызывает симпатии с первых страниц: мутант с неприятной внешностью, покрытый шрамами, грубый и резкий в общении, циник и мизантроп. 

Сапковский будто берёт сказочный материал и задаётся вопросом: а что, если до нас дошёл только облагороженный вариант истории, и на самом деле всё было не так? Известно, что многие древнегреческие или древнеримские труды по истории зачастую были чрезмерно предвзяты и показывали факты только с угодной автору стороны, не говоря уже о том, что многие сведения оттуда автор физически не мог проверить: ему приходилось верить на слово морякам, торговцам или путешественникам, что ставит под сомнение многие факты тех исторических хроник. Сапковский использует похожий подход, но со сказками: что, если история Белоснежки на самом деле возникла из-за политических амбиций придворных чародеев и состояла сплошь из сексуального насилия и убийств в целях мести? Что, если «Красавица и чудовище» — история абьюза в отношениях, в которой жертвой оказывается огромное чудище, а агрессором – прекрасная с виду девушка?

Сапковского не зря называют польским Толкином: созданный им мир по-своему завораживает, а персонажи и их истории заставляют читателей по всему миру погрузиться в этот мир фэнтезийной средневековой Польши. При этом элементы фэнтези очень естественно вплетены в элементы средневековья: герои зачастую оказываются трусливы, алчны или корыстны, в королевских дворах разыгрываются политические игры советников, законных и незаконнорожденных наследников, королевства воюют по глупейшим причинам, крестьяне покрыты грязью и не умеют читать, и главный герой, насмотревшись на всё это, кажется, уже не верит ни в какие идеалы и просто делает свою малоприятную работу за деньги. 

Глубину повествованию добавляет тот факт, что чудовища могут быть более человечными, чем люди. Например, в рассказе «Край света» герои сталкиваются с «диаволом», который оказывается вполне разумным существом и весёлым собеседником. Похожая история случается в рассказе «Крупица истины», в которой грозный с виду монстр предстаёт гостеприимным заколдованным человеком, который смирился со своей участью и уже даже не хочет снова становиться человеком. 

В рассказе «Меньшее зло» главный герой Геральт невольно оказывается перед сложным нравственным выбором, у которого нет бескровного решения. Сюжет рассказа может напомнить философскую проблему вагонетки — кто-то точно умрёт, но кто именно решать будешь ты, либо своими действиями, либо своим бездействием. Разумеется, слухи о жестокой резне, которая возникла в результате попытки героя выбрать «меньшее зло», разнеслись повсюду, однако едва ли кто-то в мире героя знает о сложности и неоднозначности ситуации, в которой он оказался. Этот рассказ отлично раскрывает художественный мир «Ведьмака» и наглядно демонстрирует его отличие от того же «Властелина колец» и многих других фэнтези.  «Ведьмак» Сапковского отвечает желаниям более опытной, более требовательной аудитории любителей фэнтези, для которых Толкин остался неприкосновенным классиком, но всё-таки отвечающим на другие вопросы давно прошедшего времени. Сапковский освежил жанр и показал, что «взрослое» фэнтези — это не только сцены жестокого насилия и секса, но и неоднозначные персонажи со сложными судьбами и ещё более сложный мир со своими внутренними противоречиями и проблемами, которые актуальны и в нашем вполне обычном, нефэнтезийном мире. 

Декабрь, 2022