Алексей Козлов
В повести «Последняя пастораль» (1987, написана на русском языке) белорусский писатель Алесь Адамович представил жизнь на Земле после ядерной катастрофы. Три человека — двое мужчин и женщина из разных стран — оказываются на острове, ещё пригодном для жизни. Мир делится для них на две части: их маленький остров, на котором ещё можно жить, и смерть и пустота по ту сторону моря. Кажется, что спустя время герои и вовсе забывают о том, что, кроме их острова, был какой-то другой мир — Адамович показал, что люди быстро адаптируются к новому, но как малозначимо для них то, что находится за границами их мироощущений: «Иного мира она не знала, не помнит, для Неё наш остров — вполне что-то нормальное». Герои повести абстрактны и не имеют имён.
На мужчине и женщине лежит миссия возрождения человеческого рода, и сначала они следуют ей, планируя своё будущее. Но с появлением Третьего эти планы рушатся, рвётся связь мужского и женского начал, которое символизировало собой жизнь и вносило в мир гармонию. Женщина уходит вместе с Третьим, а впоследствии оказывается беременна от него. Наверное, уместно сказать, что в повести показана сцена грехопадения, происходящая уже на закате человеческого рода.
Очень наглядна сцена, в которой после купания в отравленном радиацией озере женщина показана умирающей старухой. Сначала выступавшая символом жизни и красоты, в конце повести она предстаёт перед нами воплощением смерти, сливаясь с общей разрухой и хаосом. В итоге и красота, которая должна была спасти мир, умирает, оставляя о себе лишь смутные воспоминания.
Трагедийность и опустошённость повести особенно раскрывается в контрастных описаниях природного мира, как, например, во второй главе: «Я тоже знаю: это не цветы! Большущие сырые драконьи головы гневно вздрагивают под моими ударами, а наступишь — свирчат, попискивают. Напитавшиеся сыростью огромные скользкие грибы, маскирующиеся под цветы. А вот что маскируется под цветы — ещё надо понять».
Адамович предупреждает об ужасающих последствиях и разрушительности ядерной катастрофы, о том, что она несёт не только смерть, но вместе с тем и невозможность воскрешения всех форм жизни.
Декабрь, 2022