Роман Лиляны Хабьянович-Джурович «Петкана»

 Арина Евглевская

Остается служить…

Легкая усталость, возникающая после прочтения книги, подобна чувству ожидания встречи со святыней. Стоит только вспомнить церковное подворье с тихими садовыми тропинками и деревянными лавочками — редко встретишь на них сидящих. Выстроившаяся вокруг храма очередь из самых разных людей, разного возраста, приезжих из дальних городов и регионов, мирно стоит и ждет момента, когда можно будет приложиться к мощам, попросить помощи у почитаемого святого или за что-то его поблагодарить. Даже старушки, не жалея себя и свои уже слабые ноги, опираются на стены храма и степенно следуют очереди, не выпуская из рук акафист или молитвослов.

Есть поверье, что к святому должна быть долгая дорога, тягостный путь. Это чувство усталости на пути к святому месту сменяется исцелением, воодушевлением, отрадой после долгожданной встречи. Так и с прочитанной книгой. Однако не всякая литература способна передать человеческой душе подобное чувство. Книгу, дарующую духовную крепость, нравственное совершенствование и исцеление, можно описать словами святого Нестора, которым была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет»: «Книги суть реки, напояющие всю вселенную; это источники мудрости, ведь в книгах неизмеримая глубина, ими мы в печали утешаемся, они узда воздержания».

Творчество Лиляны Хабьянович-Джурович, несомненно, относится как раз к подобной литературе. Ее герои вызывают сочувствие, сопереживание, радость, умиление. Они оказываются для нас столь родными и близкими, что невольно разделяешь с ними любое счастье и горе, сочувствуешь в беде. Слово этой современной сербской писательницы неподдельно, оно не нарочито выдумано, а содержит в себе пережитую человеком череду земных испытаний. Кроме того, творчество Лиляны окормлено православным мироощущением, а герои ее книг исполнены подлинной веры. Как и всех людей, подверженных греховности в их земной срок, этих героев настигают злоба, нетерпимость, зависть, но не одолевает отчаяние, которое во многом предопределяет отвержение от Бога и слабоверие. Их жизнь — беспрерывная борьба с несчастьями, искушениями. В их сердцах — теплящееся, присное упование даже в самые тягостные минуты. «Я свяжу их надеждой. Сглажу все неровности верою. Оживлю любовью то, что пока еще мертво», — звучат слова в романе «Петкана». Они объясняют не только жизненные воззрения ее литературных героев, но и само авторское миропонимание. Это те каноны, коиторым должно следовать поистине верующему человеку, идущему по пути к Богу.

Героиня романа «Петкана», стоящая на пороге своих плодоносящих лет, но так и не исполнившая свой женский долг, будто бы оказывается в сюжете, описанном в Евангелии от Луки. Она сравнивает себя с проклятой неплодной смоковницей. Однако надежда на великое счастье не исчерпывается. Женскую печаль заменяет неотступная вера. Непрестанные молитвы и непоколебимость надежды, слезные просьбы заступничества у Богоматери — вот что привело героиню к обретению Божьей милости и вымолило материнство. Нетварный озаряющий свет преподобной Параскевы, в честь которой и назван роман сербской писательницы, сопутствует героям и слышит их мольбу. В литературном замысле Лиляны становится явью то, что, доколе в душе человека шествует верование, Бог милостив, а значит, он не оставит своих последователей. Остается лишь служить Божьему Закону.

В одном из интервью Лиляна признается: «...чтобы писать подобные книги в романной форме и не растерять при этом духовного содержания, требуются особая милость Божья и способность ее сохранить. Для этого необходимо самому жить в соответствии с теми ценностями, которые ты проповедуешь в своих книгах. Я стараюсь жить так, как пишу, чтобы каждое прожитое мною мгновение оправдывало дарованную мне свыше милость».

Отрадно то, что Божий дар не утрачивается, а восполняется со временем, с прожитым опытом, который отзывается в словесном искусстве писательницы. Сербская певучесть ее слова в настоящее время переводится на русский язык, и таким образом в русской литературе появляются новые произведения, развивающие добрые нравы. Взаимодействие с зарубежными авторами и, следовательно, культурами сохраняет духовно-национальную преемственность, мировую связь.

Декабрь 2022