Я пишу эту рецензию о произведении, которое заставило меня плакать, смеяться, испытывать восхищение, верить в любовь и благость мира, разочаровываться в судьбе и заново влюбиться в литературу. Речь о романе болгарского писателя Светлозара Игова «Олени» (1998, перевод на русский З. Карцевой 2014 г.).
Повествование начинается с пребывания главного героя в заповеднике, где он три года, соединяясь с природным миром, лечит свою душу. И, действительно, мотив природы в произведении очень сильный. «Старики и их домашние питомцы, казалось, слились и смешались с этим миром в спокойном соседстве и взаимном сотрудничестве. Летом и особенно зимой дед Йордан заполнял кормушки в окрестных лесах, а лесные птицы прилетали во двор и вместе с курами и индюшками клевали зерно. Иногда только пес Волчок рычал и тревожно лаял на диких обитателей леса, тайком, под влиянием своих хищнических инстинктов, пробиравшихся на скотный двор» – эта цитата является ярчайшей демонстрацией единения природы, хозяев заповедника и главного героя, который постепенно, в течении трёх лет растворяет в ней свою горечь от потери любимой.
Сам герой говорит о своей жизни: «И только здесь, в заповеднике, я понял, почему именно природа — родной дом человека». А родной он почему? Потому что здесь вся жизнь, всё время подчинены естественному ходу. И потому что только природа способна заполнить ту пустоту, которая образовалась в его сердце. А ещё, пожалуй, библиотека, благодаря которой за три года жизни в заповеднике, герой освоил переводы, которые стали его хлебом по возвращению в «цивилизованный» мир.
Своеобразен стиль этого небрежно-спокойного, несколько отстраненного, как бы свысока, повествования от лица хорошо образованного и начитанного юноши. Неспешное действие романа двигает вперед импульсы-предчувствия-интуиция героя, а не железная цепь причинно-следственных связей.
Я вообще обожаю, когда в литературе события развиваются неспешно. Потому что, на мой взгляд, это своеобразная аллюзия на реальную жизнь, в которой чаще всего нет экшена, всё меняется плавно и постепенно. Кто-то назовёт это затянутостью, я же вижу в этом путь к реализму.
В романе «Олени» С. Игова грозно «дышит» болгарское время очередного «переходного периода» (события «бархатной» революции 1989 года, немного до и после нее), запустившее безжалостный механизм глобальных кризисных перемен в стране и вызвавшее запредельный уровень боли и безверия в болгарском обществе.
Избежать хаотичности восприятия (столь привычной в постмодернистском романе) С. Игову удается и за счет обращения к таким вечным и непреходящим ценностям, как красота (природы, человека, человеческих отношений) и любовь, которые организуют жизнь героя, возвращая ей смысл и порядок и превращая любовь из элемента сюжета в связующий принцип структуры романа. Именно любовь становится для героя способом видения и восприятия мира, именно она подтолкнет его к онтологическим по своей сути вопросам о себе и своем месте в этом мире и в этом времени.
Кто я? Зачем я? — вот вопросы, по-настоящему волнующие героя и автора, которые ответ и выход из тупика современного хаоса пытаются найти в нелинейном времени-пространстве своего внутреннего опыта. Этот ответ, на первый взгляд, однозначен: не обращать внимания на то, что творится вокруг, а уйти в себя, в свой мир. Эскейпистский по своей сути выход — в согласии с природой, собственными принципами, устоявшимися, вечными нравственными ценностями.
После краха своей опустошительной любви к юной Елене (она вместе с родителями эмигрировала, ничего не объяснив герою и не предупредив его), оказавшись каким-то чудом в заповеднике «Олени», наедине с собой и природой, наш герой будет долго и мучительно приходить в себя, понимая, что вынужденное уединение просто необходимо ему как отдых после долгой болезни, чтобы вернуться в свой, наш человеческий мир. И лишь спустя эти три года он поймет, что спасение — здесь: только природа, только тихое счастье в душе, дарованное ему общением с нею, в состоянии примирить его с «пошлой трехтактовой мелодией жизни».
Но поэтичная, светлая сказка о любви и духовных исканиях героя с его возвращением в реальный мир заканчивается. И его таинственное исчезновение, гибель, никак не объясняемая автором, представляется вполне логичной: в мире вселенского хаоса и зла людям тонким и ранимым места нет. Герой теряется, растворяется в пространстве, «выпадая» из своего времени.
Софа Новосёлова
Март, 2023