Владислав Лебедев
Сербский писатель Милорад Павич стоит особняком в мировой литературе: с концептуальной и композиционной точки зрения его романы сильно отличаются от романов любого другого автора. Этот тезис попытаемся обосновать в рецензии.
«Внутренняя сторона ветра. Роман о Геро и Леандре» (1991) представляет собой сложно построенное сооружение-метафору. Павич стоит в ряду писателей, чье творчество никак не укладывается в терминологию конвенционального литературоведения, сопротивляется интеллектуальной препарации, потому что образный строй, стилистика, композиционное построение без кульминации предвосхищают некоторые важные аспекты современной философии – на этих сторонах романа мы сосредоточим свое внимание в рецензии.
Роль метатекста в романе
В «Изнанке ветра» Павич во многом переосмысляет формальную сторону жанра романа, обращая больше внимания не на нарратив, а на категории пространства и времени, то есть внутрь романа. Павич мыслит не сюжетно, а концептуально, его герои – это полупроводники важных смыслов. Однако даже это нельзя утверждать с полной уверенностью, поскольку в основу романа положены несколько краеугольных камней: сербско-австрийский конфликт, исторические контексты (Леандр), античный миф о Геро и Леандре, точные бытовые подробности двух эпох (особенно – гастрономические детали), в которых живут главные герои. Текст синкретичен, в нем вступают в химические реакции самые разные детали и уровни романа, причем это происходит уже в сознании читающего, а Павич только оркеструет избранные им фрагменты. Это особенно заметно становится к середине «Леандра»: целые фразы и предложения, чрезвычайно важные на духовном и концептуальном уровне, произносятся вскользь, имплицитно, мелькают и тут же исчезают.
Наибольшей актуализации подобная синкретичность достигает в длинном эпизоде строительства Леандром Южной башни Белграда. Этот длинный эпизод – средоточие символических смыслов романа. Во-первых, здесь воплощена одна из важных тем – тема речи. Для Павича человеческая речь, писательство – «грустное ремесло». Он считает, что каждое существо говорит делом, может говорить своим предназначением, и строительство – именно такое дело для Леандра. Архитектура и зодчество – вид речи, вид волеизъявления. Для Павича ответ на вопрос предназначения, фаустовский вопрос, очевиден: у всего в мире есть предназначение. Сам топос архитектуры (в случае Павича так можно сказать) объединяет главные темы романа: здание – это память, по нему нужно ходить и закладывать в каждый кирпичик и замочную скважину по мысли, строчке или чувству; здание – это человек, чье существование свято, как храм; это созидание, божественное творчество; это и тюрьма, которую нужно строить для себя, чтобы выжить в этом мире, где смерть, время и пространство неразрывны; это и душа с окном в смерть – полное освобождение, избавление от времени. В образе башни, здания заложен основной образный ряд, массив центральных образов и тем.
Следовательно текст, существуя в разных плоскостях («тот, кто может совершить действие одинаково в трех мирах…»), своим объемом выходит за мыслимые рамки. Феномен наделения текста индивидуальной волей во многом берет свое начало в сюрреалистической традиции, к которой иногда тяготеет Павич. Эта направленная в разные плоскости и измерения сила мысли и порождает метатекстовый уровень романа.
Антропотехнический аспект конструирования пространства и времени
У взаимопроникающих двух частей романа есть свои центральные категории. Если для «Геро» главным объектом препарации является время, то для «Леандра» – пространство. Две фундаментальных философских категории «одухотворяются» в романе, приобретают духовное измерение. Сначала мы скажем об антроптехническом аспекте «Леандра», так как в этой части Павич более всего приближается к дискурсу современной философии.
«Антропотехника – это совокупность прикладных гуманитарно-технических знаний для работы с человеком с целью его конструктивного преобразования». Антропотехника – это современный термин, использующийся для обозначения внутренних процессов самосовершенствования.
«Под антропотехникой понимается самореференциональная практика и работа над собственной витальной формой, то есть все виды «ментальных упражнений, тренировок, самоподъемов и самопонижений», известные под названиями пайдейя, эпимелея, отиум, Bildung, то есть ментальные и практические упражнения, которые человечество изобретало тысячи лет с целью «оптимизировать свой космический или социальный иммунный статус» – говорит Лера Колончук в статье о Петере Слотердайке, современном философе-иммунологе (Конончук Л. Об акробатической субъективности и ее (возможных) средовых тренерах // URL: https://moscowartmagazine.com/issue/103/article/2276). Да, Павич в романе «Обратная сторона ветра» использует и такие концепты, выстраивая жизни героев.
Леандр – архитектор, зодчий, он строит церкви по своему внутреннему убеждению, имеющему, скорее всего, духовное измерение. Он принимает решение строить в ту эпоху, когда его страна охвачена войной и хаосом разрушения. Эта отличительная черта в структуре образа Леандра делает часть романа, посвященную ему, пространственной. Удивительно, но для Павича важна хронология места, последовательность точных географических топосов, которые проходят войска австрийцев и сам Леандр в первой половине своей жизни с другом Диомидием Субботой. Удивительно потому, что интерес к истории как науке в Павиче соединяется с сильным воображением, и обе этих части одинаково для него важны. Уже в перечислении сербских топосов видно трепетное внимание Павича к пространству в самом широком смысле. Это подводит нас к одному из главных дискурсов современной философии – геофилософии.
«Леандр» заполнен картами (древняя медная карта в руках Дед-аги Очуза и др.), маршрутами, мысленными векторами движения, зданиями, церквями. Этот аспект романа представляет сложность, так как пространство тесно связывается с временем, как минимум через образ ветра. Ветер, вынесенный в заглавие, отождествляется с временем, которое имеет негативную коннотацию: «время есть смерть». Однако ветер обволакивает пространство, и, таким образом, оказывается слит, неразрывно связан с ним, как время слито с пространством. Герои ищут освобождения от этой неразрывности и ограниченности и находят его в условно названных нами «антропотехниках».
Для Леандра, что удивительно, важным компонентом антропотехник становится физика. Леандр осознает жизнь своего тела в физических категориях: скорость, плотность, вектор, сила, энергетический и световой аспекты бытия тела. Например, Южная башня, которую он строит в почти античном «агоне» со знаменитым строителем Сандалем Красимиричем, выстраивается в четкую «линию», и именно четкое направление позволяет Леандру «пробить» своей башней облака, превзойдя Красимирича.
Антропотехника Леандра также выстраивается вокруг темы смерти и темы времени, развернутой в духовном ключе. Отец говорит ему:
«– Человек думает, что умереть легко. Лег и умер. Но это не так просто.
Все, что за нами и перед нами, длится гораздо дольше, чем мы предполагаем.
Вот, например, знаешь ли ты, какая разница между сердцем и душой? Когда мы обратим наш внутренний взгляд на свое сердце, мы увидим его таким, какое оно в данный момент. Когда же посмотрим в нашу душу, она окажется такой, какой была много тысяч лет назад, а не такой, какая она сейчас, потому что именно столько нужно нашему взгляду, чтобы добраться до души и рассмотреть ее, – другими словами, столько времени требуется для того, чтобы свет души достиг нашего внутреннего взора и осветил его. Иногда таким образом мы видим душу, которой давно нет. Раз такое дело с душой, то что же говорить о смерти.
Смерть человека длится столько же лет, сколько и его жизнь, а может быть, и гораздо дольше, потому что смерть – это сложное хозяйство, работа и усилие, более трудное и длительное, чем человеческая жизнь… Твоя смерть может жить вдвое дольше, чем ты…»
Это один из немногих эпизодов романа, где отец Леандра учит сына. Отношение к смерти у Павича – также оригинальный концептуальный сплав, который герои примеряют на себя, без вывода и без цели.
Другая антропотехника Леандра связана со скоростью. Он наблюдает за людьми и животными, за окружающим миром, и понимает: